Перейти к содержимому


Фотография

Ураз-Мухаммед


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 18

#1 Timerbek

Timerbek

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 1 268 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Август 2006 - 10:39

Касимовский царь из Казахской Орды

Сын казахского хана Чингизида Шигая (1580–1583) Ондан-султан был храбрым воином и отменным стрелком, ходил в передовом войске, и не случалось битвы, где бы он не отличился. Он имел прозвище – Длиннострелый. Ондан погиб на войне с калмаками (ойратами) и покоится под сенью мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане. Согласно расчету, произведенному В.В. Вельяминовым-Зерновым на основании известий Кадир-Али-бия, Ондан погиб в 1585 г.
Ондан имел много жен и наложниц, наиболее известны из них Алтын-ханум и Чуйум-ханум. От первой из них у Ондана было двое детей — сын Ораз-Мухаммад и дочь Татлы-ханум; от второй — Кучук-султан.
Кучук-султан постоянно находился при своем дяде Таваккул-хане (1583–1598), участвовал во всех его делах и походах. По-иному сложилась судьба его брата, Ораз-Мухаммада – единственного из казахских султанов, кто стал ханом на территории России. А его воцарение в г. Касимове описано в сочинении – единственном в своем роде историческом труде эпохи средневековья, созданном представителем казахского народа в традициях мусульманской историографии. Жизнь султана была насыщена удивительными событиями.
Ораз-Мухаммад родился в 1572 г. Когда ему исполнилось тринадцать лет, умер его отец, Ондан-султан. Имен воспитателей мальчика мы не знаем.
В 1585 г. в Западной Сибири воевода Д. Чулков захватил в плен князя Саййид-Ахмада (Сейдяк), сына Бекбулата, соперника сибирского хана Чингизида Кучума. Среди пленных был и казахский султан Ораз-Мухаммад. Каким образом и почему он оказался в свите Саййид-Ахмада, неизвестно. Тогда же знатный пленник был доставлен в Москву. Таким неожиданным образом в шестнадцать лет Ораз-Мухаммад оказался в России.
В 1590 г. Ораз-Мухаммад принял участие в походе царя Федора Иоановича против шведов. Его имя упоминается при переговорах Кул-Мухаммада, посла казахского хана Таваккула, с царем Федором Иоановичем в 1594 г. в Москве. В 1597 г. Ораз-Мухаммад вместе с другими служилыми тюркскими царевичами присутствовал на торжественном приеме посла Римского императора, бургграфа Донавского в Москве, в Большой Грановитой подписной палате. В 1598 г. Ораз-Мухаммад вместе с прочими царевичами-аманатами, жившими в России, участвовал в походе против крымцев, объявленном Борисом Годуновым, вновь избранным царем России.
В 1600 г. государь Борис Федорович пожаловал султану Ораз-Мухаммаду город Касимов с волостями и со всеми доходами и даровал ему титул «хана Касимовского».
Воцарение Ораз-Мухаммада в Касимове (город расположен на Оке в Рязанской области) подробно описано Кадир-Али-бием, который был очевидцем этого события и участником обряда возведения султана в ханы. Далее последует перевод-пересказ этого исторического документа. Но сначала несколько слов о самом Кадир-Али-бие и его сочинении.
О Кадир-Али-бие, сыне Кошум-бия, известно только то, что он сам сообщает о себе в своем труде. Он происходил из племени джалаир, рода тарак-тамгалы, раньше состоял на службе у предков Ораз-Мухаммада. Когда и при каких обстоятельствах Кадир-Али-бий оказался в центре России рядом с плененным царевичем, неизвестно. Мы не знаем также, где и у кого он обучался. А меж тем Кадир-Али-бий получил основательное мусульманское образование — кроме родного тюркского владел персидским языком, хорошо знал генеалогию казахских ханов и султанов и был начитанным человеком.
И еще, Кадир-Али-бий был благородным человеком. Когда Борис Годунов в 1600 г. пожаловал Ораз-Мухаммаду город Касимов с округами и даровал ему титул хана, неотлучно находившийся при султане Кадир-Али-бий решил отблагодарить русского царя и в 1602 г. написал сочинение, где, по его словам, представил в должном свете правосудие и истину государя Бориса Федоровича.
Небольшое по объему сочинение, известное под условным названием «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»), представляет сокращенный пересказ-перевод на литературный тюркский язык отдельных разделов огромной всеобщей истории знаменитого персидского ученого начала XIV в. Рашид ад-Дина. Сборник дополнен изложением некоторых событий, происходивших в последующие времена в Восточном Дешт-и Кипчаке. Особую ценность представляют сведения Кадир-Али-бия о генеалогии казахских ханов и султанов. Недостаток сочинения – отсутствие датировок описываемых событий. Несколько дат, приведенных на последних страницах его книги, на поверку оказываются неточными, что объясняется, по всей вероятности, плохим качеством дошедших до нас списков сочинения Кадир-Али-бия.
Дата смерти Кадир-Али-бия Джалаира, переводчика и первого историка-казаха, неизвестна. По мнению востоковеда И.Н. Березина (1818–1896), исследователя и издателя сочинения Кадир-Али-бия, последний умер до 1605–1606 гг., до наступления событий так называемого «Смутного времени», в которых деятельное участие принял Ораз-Мухаммад, «иначе он не оставил бы дополнить свою летопись последующими событиями».
Сведения Кадир-Али-бия о Казахском ханстве XV–XVI вв. основаны на надежных местных источниках и могут указывать на существование в казахском обществе если не собственной письменной традиции, то живого интереса к генеалогии и вопросам политической истории.
Вернемся к рассказу Кадир-Али-бия о воцарении Ораз-Мухаммада в Касимове.
В марте 1600 г. в Москве царь Борис Годунов устроил торжественный прием, на который был приглашен и Ораз-Мухаммад. «Государь в этот день раздал много поместий и наград». Ораз-Мухаммаду он пожаловал город Касимов (другое название – Кирман) и титул хана Касимова. Ораз-Мухаммад еще какое-то время пробыл при особе государя. В ту пору, пишет Кадир-Али-бий, в столице находилось человек двести кирманских (касимовских) беков, мурз и простых людей. Наконец, государь отпустил Ораз-Мухаммада, и тот вместе с сыном боярским и толмачом отправился в Касимов. Через неделю, 8 мая 1600 г., султан в сопровождении кирманских вельмож благополучно прибыл в город.
Обряд возведения на ханство Ораз-Мухаммада был совершен 23 мая 1600 г. Ему было тогда двадцать восемь лет. «Все от малого до великого, русские и татары, присутствовали при этом торжестве. Толпа народа была огромная. Муллы, данишменды, хафизы, беки, мурзы, словом, все мусульмане собрались в каменной мечети, построенной Шейх-Али-ханом, и стали поздравлять с торжеством. Внесли вызолоченное кресло и установили внутри мечети. Здесь же присутствовал по указанию Бориса Федоровича и сын боярский. Проповедник из древнего йурта Булак-саййид начал провозглашать хутбу. Затем четыре человека с четырех сторон подняли хана и возвели его на золоченый престол».
Кадир-Али-бий присутствовал на этой церемонии и стоял с правой стороны от престола вместе с Саманбай-беком и Исбай Мангытом.
«Все мусульмане от малого до великого, знать, муллы и старшие лица в городе, находившиеся при совершении обряда, стали возносить хвалу. Потом Карачи, аталыки и имил-даши совершили нисар (осыпали хана деньгами), и все присутствовавшие принесли ему поздравления л самого конца месяца, в продолжении нескольких суток днем и ночью, хан предавался забавам и удовольствиям' В эти дни им были даны большие пиры; мед и водка лились без меры, лошадей, баранов и коров было зарезано великое множество. На пиры съехались приглашенные каждому из них, сообразно его званию и положению, было назначено особое место. Мулл и хафизов, вдов и сирот бедных и несчастных хан осыпал милостями; по радостному случаю он отпустил на волю многих невольников. Так он ознаменовал себя добрыми и богоугодными делами».
А дальше произошли памятные события.
Весной 1601 г. Ораз-Мухаммад посетил Москву. Через несколько дней после представления государю Ораз-Мухаммад присутствовал в Грановитой палате при торжественном отпуске польского посла Льва Сапеги. В Москве Ораз-Мухаммад оставался недолго. Уже в апреле он был наряжен на службу и назначен оберегать крымскую границу. Осенью того же года Ораз-Мухаммад снова посетил Москву, вероятно, чтобы присутствовать при приеме датского принца Иоанна, которого государь Борис Федорович прочил в мужья своей дочери Ксении.
Вскоре в Московском государстве настало время неустройств и беспорядков. Что делал Ораз-Мухаммад в последние годы жизни Бориса Годунова и при самозванце Лжедмитрии I, неизвестно. При появлении второго Лжедмитрия Ораз-Мухаммад и жители Касимова уже в конце 1606 г. открыто приняли его сторону. В декабре 1608 г. Ораз-Мухаммад прибыл в стан самозванца в Тушино и некоторое время даже жил там.
В конце декабря 1609 г. Лжедмитрии II, опасаясь измены, ночью бежал из Тушинского стана и прибыл в Калугу Польский король Сигизмунд стоял под Смоленском. После побега самозванца в стане возникло большое смятение. Поляки и русские решили начать переговоры с представителями короля, находившимися в лагере. Заинтересованные лица собрались для обсуждения ситуации. Тут был и Ораз-Мухаммад со свитой. Вместе с другими он явился к Сигизмунду под Смоленск, но в скором времени Ораз-Мухаммад вновь перебрался к Лжедмитрию II.
После неудачной попытки взять Москву летом 1610 г. самозванец жил в Калуге. В ту пору при нем в числе прочих приверженцев находились хан Касимовский Ораз-Мухаммад, его сын и крещеный ногаец князь Петр Урусов, сын мурзы Йан-Арслана, сына мурзы Уруса, сына мурзы Исмаила. Однажды сын Ораз-Мухаммада донес на отца, что-де тот хочет убить самозванца. Лжедмитрий II поверил и решил предупредить беду. Он пригласил Ораз-Мухаммада на охоту. Хан, не подозревавший об опасности, принял приглашение и отправился с самозванцем, взяв с собой только двух человек. Заехали за Оку и начали охотиться с собаками. Самозванец незаметно отстал от свиты, удержав при себе только Ораз-Мухаммада с его людьми да двух самых надежных своих людей, Михаила Бутурлина и Игнатия Михнева. Лжедмитрий, Бутурлин и Михнев разом напали на Ораз-Мухаммада и его людей, убили их, а тела бросили в Оку. Чтобы скрыть преступление, самозванец поскакал назад, крича, что мол хан Касимовский хотел убить его, что он, Дмитрий, едва успел спастись, а хан бежал в Москву. Для виду он тотчас же послал погоню по дороге в столицу.
Через некоторое время князь Урусов проведал, что Ораз-Мухаммада убил самозванец, и решил отомстить. Как-то раз, когда Лжедмитрий выехал гулять в поле, князь Петр Урусов пустился за ним с большим числом вооруженных всадников, нагнал его за версту от Калуги и отрубил голову. Из людей, что находились при самозванце, одни полегли на месте, другие бежали в город.
Ораз-Мухаммад был погребён в Касимове. Свидетельством тому служит его надгробный памятник, найденный в 1860 г. муллой X. Фаизхановым на Старопосадском кладбище. «Я сам, — пишет В.В. Вельяминов-Зернов, автор Исследования о Касимовских царях и царевичах, — в бытность мою в Касимове в 1863 г. видел этот памятник. Он лежал посреди кладбища, разбитый на два куска. Каким образом тело хана, умерщвленного в Калуге, а по утверждению некоторых летописцев, утопленное в Оке, оказалось в Касимове, — не знаем».
По словам В.В. Вельяминова-Зернова, надпись на памятнике Ораз-Мухаммада начиналась стихами из Корана и хадисами и завершалась такими словами: «В 1010 году, месяца рамазана в 16-й день (22 ноября 1610 г.), скончался сын Ондан-султана, Ораз-Мухаммад. Господь Всевышний да помилует его».
Так султан Казахских степей Ораз-Мухаммад волею случая оказался в России, став ханом Касимова, сполна разделил судьбу этого государства в трудные годы его истории. Там же, на русской земле, в возрасте тридцати восьми лет от роду он нашел свой конец и последний приют.
Поистине, случаются вещи слишком невероятные, чтобы в них можно было поверить. Но нет вещей настолько невероятных, чтобы они не могли произойти.

Султанов Т.И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. – М: АСТ, 2006. – 445.
Будут вопросы, заходите на TatarGen.Ru.

#2 Timerbek

Timerbek

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 1 268 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Август 2006 - 19:41

Ссылка по теме убийства Ураз-Мухаммеда:
Об убиении Лжедмитрия II, Татарский князь Петр Урусов
Будут вопросы, заходите на TatarGen.Ru.

#3 Нургаяз

Нургаяз

    Нукер

  • Мурза
  • PipPipPip
  • 65 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия
  • Интересы:компьютеры, история средних веков

Отправлено 08 Сентябрь 2006 - 16:58

Чудесный материал. Надеюсь, его можно использовать. А то у меня на сайте, посвященном Касимовским ханам, кое-чего из этого не хватало.
Хотя на казахских ресурсах всяких дополнительных небылиц об Уразе, кажется, достаточно...
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся!" /Чынгыз-Хан/

#4 Timerbek

Timerbek

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 1 268 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Сентябрь 2006 - 18:13

Да? Не встречал. Дай ссылку как нибудь.
Будут вопросы, заходите на TatarGen.Ru.

#5 ilyas xan astraxanski

ilyas xan astraxanski

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 4 721 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Maskaw

Отправлено 08 Сентябрь 2006 - 18:49

Было было. Что-то такое про протоказахов.
Вроде на Навигаторе navi.kz, не знаю, как сейчас называется ...
Qazanda ocrašĭrbĭz!

#6 Нургаяз

Нургаяз

    Нукер

  • Мурза
  • PipPipPip
  • 65 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия
  • Интересы:компьютеры, история средних веков

Отправлено 09 Сентябрь 2006 - 12:19

Ссылок, конечно, не сохранял. Но казахи (да и якуты иже с ними) в Интернете светятся, по-моему, так, что глазам больно, со своими новейшими подходами. Я обычно почертыхаюсь и удалю, даже если что-то сохранял. Но поищу локально, может быть... Не ссылки так, тексты какие, если это всё в тему :)
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся!" /Чынгыз-Хан/

#7 сам татарин

сам татарин

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 938 сообщений

Отправлено 09 Сентябрь 2006 - 17:14

Нургаяз, интересно, а какие подходы? Чего они там выдумывают?

#8 Нургаяз

Нургаяз

    Нукер

  • Мурза
  • PipPipPip
  • 65 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия
  • Интересы:компьютеры, история средних веков

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 08:08

Во-первых, по поводу недоумения Султанова (автора книги), почему Ураз вдруг оказался в компании с Сейдяком, популярно объсняется на http://www.islam.ru/...tstory_siberia/
=Затерянная история Сибири=
------
Во-вторых, по поводу казахов. Они, пожалуй, активнее и агрессивнее нас будут в Сети-то. Вот, например, еще до 2002 года некий Абдакимов в Интернете рекламировал свою книгу (ссылки, увы, нет). Выдержка из содержания осталась:
<цитата>
...
Тема 1 У колыбели истории
Об истории и доистории. Ступени развития общества. Потерянное звено: " азиатский способ производства ". Казахстан - северная ойкумена. Автохтонная и миграционная концепции о происхождении казахов. Святилище Тамгалы, Храм Солнца - феномены мировой культуры.
Тема 2 Эпоха ранних кочевников
Роль кочевников в мировой истории. Саки, туры, скифы. Саки в судьбе великих полководцев. Усуни. Спор о происхождении Усунь. Канглы. Гунны. Между Европой и Азией.
Тема З Степная империя тюрков
Догматы, мысли и деяния европоцентристов. "Отлучение " тюрков из истории. Создание государственности тюрков. Эпоха каганатов. Тюрки против исламизации, христианизации и иудаизации. Тюрки в современном мире.
Тема 4 Эпоха кыпчаков
Половцы, печенеги, куны, мамлюки и гулямы. Что общего между ними и кыпчаками? Дешт-и-Кыпчак. Между Востоком и Западом. Роль кыпчак в формировании казахского народа. Великие кыпчаки: Бабур, султан Бейбарс, маршал Мюрат и др.
Тема 5 Монгольское завоевание
Термин "татаро-монголы ": загадка или ошибка истории ? Чингисхан: личность, полководец, человек. Походы Чингисхана. Чингизиды. Казахстан после нашествия монголов. Сила и слабость казахов.
Тема 6 Начало казахской государственности
Дискуссия о государственности казахов. Основные этапы его формирования. Распад Золотой Орды. Образование казахского ханства. Казахское ханство на Кавказе. Касимовское ханство казахов в России.
Тема 7 Казахское ханство в XVII - ХVIII вв
Джунгары, калмыки, ойраты, элюты. Годы "Великого бедствия" . Междоусобица. Три великих мудреца. Консолидация народа. Анракайское сражение. Битва в Орбулакском ущелье. Подвиг "спартанцев" степи.
Тема 8 Кочевники и культура
Друзья и недруги кочевников. Неполноценных этносов не бывает. Звезды казахской степи. "Восток-дело тонкое!" Мир Востока и мир Запада. Исторические и культурные наследия номадов.
Тема 9 Проблема присоединения Казахстана к России
Казахстан: между Западом и Востоком. Геостратегия Российской империи. Колонизация: военная, дипломатическая, переселенческая, духовная. О миссионерах. О характере присоединения Казахстана к России.
...
<конец цитаты>
Обратим внимание: Касимовское ханство казахов.
Вот бы почитать саму книжку.
-------
В 2002 году мне попадалась статья Биляла Аспандиярова =Некоторые сведения о местах обитания казахов в древности= с
весьма тенденциозными переописаниями многих общепринятых этнографических терминов(ссылки опять нет):
Вот: <цитата>
...В XIV-XV веках русские князья широко привлекали казахов на военную службу. Так, великий князь Василий Темный нанимал татарских казахов для борьбы с Крымом, как людей, знающих эту землю. В походе московского князя Ивана III на Новгород, состоявшемся в 1471 году, участвовал и касимовский султан вместе со своими подданными - казахами...
<конец цитаты>
Извините, как это называется? Касим (может уже Данияр) был, оказывается, казахом?! Мы же еще не говорили, что был татарин. А Аспандияров говорит...

Так что под нас копают и хорошо копают.
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся!" /Чынгыз-Хан/

#9 сам татарин

сам татарин

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 938 сообщений

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 10:37

В том то и дело. Копают уже давно. Я впервые столкнулся с этим в начале 80-х годов. А виной всему мягко скажем излишнее увлечение булгаризмом отдельных громкоголосых слабоумных татар.

#10 Гость_Ramsat_*

Гость_Ramsat_*
  • Guests

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 11:19

Эх, времена меняются, а тюрки как были близорукими, так ими и остаются...

#11 Нургаяз

Нургаяз

    Нукер

  • Мурза
  • PipPipPip
  • 65 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия
  • Интересы:компьютеры, история средних веков

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 11:54

Такой разобщенности и разноголосицы у казахов нет, как у нас.
Говорят, что турецкие форумы пробивают идею главенства турков среди тюрков. Жаль, не понимаю по-турецки. Видимо, казахи будут тянутся на второе место..
--------------
Впрочем, мы отходим от темы Ураза. Меня-то больше интересует Мустафа-Али. Смысл открывать тему не вижу. Может, сюда кто напишет..
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся!" /Чынгыз-Хан/

#12 ilyas xan astraxanski

ilyas xan astraxanski

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 4 721 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Maskaw

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 12:02

Да ты что, в натуре, брателло?!

Какие оплеухи?!

К тебе это не относится никаким боком.
Я уже много лет воюю со скотами-булгаристами, только и всего.
Qazanda ocrašĭrbĭz!

#13 Нургаяз

Нургаяз

    Нукер

  • Мурза
  • PipPipPip
  • 65 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия
  • Интересы:компьютеры, история средних веков

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 15:55

Не по поводу: как на войне: ничья или астрахань берет верх? Ренат Дасаев ваш, по-моему, или он коcмополит?
По поводу: до Мустафы (до Ураза) был некий период (1573-1587?) в Касимове, когда хана не было на Оке. Копнул бы, когда Мустафу выдвигали и как? Мустафа ведь хан астраханский, почти как ты... Хай поднять и найдется кто знает, может...
"Боишься - не делай, делаешь - не бойся!" /Чынгыз-Хан/

#14 сам татарин

сам татарин

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 938 сообщений

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 16:27

Ринат Дасаев наш. И он это не скрывает.

#15 ilyas xan astraxanski

ilyas xan astraxanski

    Мурза

  • Мурза
  • PipPipPipPipPip
  • 4 721 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Maskaw

Отправлено 11 Сентябрь 2006 - 17:07

С булгаризмом я веду беспощадную борьбу уже лет 20.
Qazanda ocrašĭrbĭz!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных